Научно-публицистический журнал “Центр и периферия”
The scientific journal “Center and Periphery”
УДК 008:355.233.231.1
EDN ANAJVC
Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д., Бикейкин Е. Н.
Аннотация
На примере реализованного в 2022 г. в Республике Мордовия проекта «Страна героев», организованного Российским военно-историческим обществом (РВИО) в рамках национального проекта «Культура», рассматриваются сущность, функционал и значение культурно-образовательного пространства военно-исторического лагеря. Опираясь на концепции ученых в области культурологии и педагогики (Е. Н. Евтушенко, Б. Ю. Соколова, И. М. Суравнёва, А. Ю. Тихонова, Т. Карлейль, Л. А. Пронина, О. А. Янутш и др.), авторы вводят собственное понимание «культурно-образовательного пространства» как воспитательно-обучающей среды, способствующей освоению и трансляции гуманистических ценностей, становлению патриотической личности через прослушивание и активное участие в образовательных модулях: общеобразовательных курсах (курсы военной истории России, социального проектирования, физической подготовки и спорта) и специальных программах (творческая программа, туристская подготовка). Данное пространство позволяет участникам лагеря «Страна героев» научиться решать социальные проблемы через разработку и представление проектных идей, пробовать свои силы в роли лидера, чем стимулирует участие в социально значимой деятельности на благо государства и общества, содействует духовно-нравственному и патриотическому развитию и формированию общероссийской культурной идентичности. Патриотические мероприятия и образовательные модули были распределены по тематическим направлениям («Волонтеры Победы», «Защитники», «Медиа Победы», «Хранители истории»), обозначены ключевые виды деятельности, качественно-количественные результаты участников лагеря. На примере «школы» социального проектирования «Мой патриотический проект» в статье показана целесообразность и значимость популяризации культурного и военно-исторического наследия России в молодежной среде; обозначены основные направления молодежных проектных идей, разработанных участниками лагеря для дальнейшей реализации на территории Республики Мордовия.
Ключевые слова: Российское военно-историческое общество (РВИО), военно-исторический лагерь, «Страна героев», патриотизм, военная история, культурно-образовательное пространство, детский лагерь
Финансирование: проект «Страна героев» Российского военно-исторического общества осуществляется в рамках национального проекта «Культура».
Благодарности: авторы выражают благодарность председателю Регионального отделения РВИО в Республике Мордовия Г. А. Куршевой за предоставленные для написания статьи материалы по региональным мероприятиям 2021 — 2022 гг.
Для цитирования: Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д., Бикейкин Е. Н. «Страна героев» — культурно-образовательная площадка патриотического лагеря Российского военно-исторического общества // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 1. С. 26 — 35. EDN ANAJVC
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бикейкин Е. Н., Писачкин В. А. Феномен фальсификации истории: проблема дефиниций // Центр и периферия. 2020. № 4. С. 4 — 18.
2. Евтушенко Е. Н. Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа // Universum: общественные науки: электрон. науч. журн. 2015. № 6 (16). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/2279 (дата обращения: 12.02.2023).
3. Жилянина А. Н. Социальное проектирование в условиях малого города (Социально значимый проект «Герои нашего времени») // Наука. Общество. Образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2018. С. 18 — 20.
4. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
5. Кляйн И. В. Социально-культурный проект «Живое прошлое» как способ воспроизводства культурных традиций и исторической памяти // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2020. № 4 (18). С. 78 — 83.
6. Куршева Г. А., Бикейкин Е. Н. Сурский оборонительный рубеж в проектной деятельности Регионального отделения РВИО в Республике Мордовия // Центр и периферия. 2021. № 4. С. 10 — 14.
7. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. СLIL-проекты как важная составляющая обучения иностранному языку (на примере немецкого языка) // От дифференциации наук — к трансдисциплинарности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 250-летию со дня рождения Александра фон Гумбольдта. Абакан: ХГУ, 2019. С. 152 — 155.
8. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Преимущества и недостатки цифровизации гуманитарного образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 1. С. 89 — 94.
9. Моисеева М. В., Тихонова А. Ю., Карабашян К. А. Трансформация концепта «герой» в контексте современной культуры // Культура и искусство: традиции и современность: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Плакат, 2021. С. 41 — 46.
10. Пахмутова Е. Д., Лаптева И. В., Чернов А. В. Основы социального проектирования на примере грантовой деятельности НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия // Центр и периферия. 2022. № 4. С. 10 — 16.
11. Пахмутова Е. Д. Новая культура обучения иностранным языкам // Интеграция региональных систем образования: материалы V Междунар. конф. Саранск, 2006. С. 176 — 178. (Вып. 5, ч. 2).
12. Пивцайкина О. А., Сульдина Л. В., Шкердина Н. О., Щукин Д. С. Патриотизм как основа сохранения исторической памяти: теоретические аспекты в преломлении региональной практики // Центр и периферия. 2021. № 4. С. 4 — 9.
13. Пронина Л. А. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний // Аналитика культурологии. 2007. № 2 (8). С. 110 — 118.
Информация об авторах:
Ирина Валерьевна Лаптева, главный научный сотрудник — заведующий отделом теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3); профессор кафедры немецкой филологии Национального исследовательского Mордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0444-4237, Researcher ID: O-3676-2015, Scopus ID: 57203011236, laptevaiv@yandex.ru
Елена Даниловна Пахмутова, доцент кафедры немецкой филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68); методист-мультипликатор Немецкого культурного центра им. Гёте (119313, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 95а), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2317-4778, Scopus ID: 57211296171, pahmutova@mail.ru
Евгений Николаевич Бикейкин, заместитель директора — ученый секретарь Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3), доктор исторических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7301-0264, bikeykin1977@mail.ru
Вклад авторов:
Лаптева И. В. — постановка проблемы исследования, разработка концепции, сбор и анализ литературы, написание теоретической части статьи, научное редактирование;
Пахмутова Е. Д. — развитие методологии, аналитическая деятельность, обобщение и визуализация результатов исследования, форматирование текста;
Бикейкин Е. Н. — обсуждение результатов исследования с руководителем Регионального отделения РВИО в РМ, сбор и предоставление отчетных материалов о его деятельности.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 20.12.2022; одобрена после рецензирования 09.01.2023; принята к публикации 16.01.2023.