Научно-публицистический журнал “Центр и периферия”
The scientific journal “Center and Periphery”
УДК 94(47).084
EDN FEUVVF
Чиркова Н. В.
Аннотация
Без цвета как одного из ключевых понятий культуры невозможно представить искусство, в частности кинематограф. Выражение авторской идеи всегда приводило к внедрению различных новаторских приемов и методов, способствовало различным экспериментам в области кино. С целью решения художественных задач при производстве кинофильмов советские режиссеры периодически использовали одновременно монохромное и цветное изображения. Первые опыты в контексте «образного истолкования» режиссерского замысла осуществил С. М. Эйзенштейн (фильмы «Броненосец „Потемкин“» и «Иван Грозный»). В дальнейшем прием дихотомии монохромного и цветного был использован практически во всех жанрах отечественного кинематографа: комедии, военно-патриотическом кино, фантастике, детективе и др. С помощью контраста цветных и черно-белых оттенков были созданы знаменитые кинопроизведения, наполненные глубоким смысловым значением и важной символикой. Решение художественных задач через реализацию принципа дихотомии четко прослеживается при противопоставлении реального мира и мира иллюзии («Человек из ниоткуда» Эльдара Рязанова), мирного времени и периода войны («А зори здесь тихие…» Станислава Ростоцкого), состояния влюбленности и его потери («Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского). Воплощение принципа дихотомии монохромного и цветного привело кинорежиссеров к фокусированию внимания на проблемах историчности и художественного вымысла («Освобождение» Юрия Озерова), поиска смысла жизни («Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского), обращения к вечным ценностям («Мастер и Маргарита» Владимира Бортко).
Ключевые слова: цвет, кино, художественный фильм, советский экран, дихотомия цвета, кинорежиссер
Для цитирования: Чиркова Н. В. «В гамму устремляется тематически образное истолкование»: Дихотомия цветного и монохромного в отечественном кинематографе // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 2. С. 83 — 89. EDN FEUVVF
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Быкова Н. И. Символика цвета в современном искусстве кино // Культурное пространство Русского мира. 2018. № 3 (7). С. 111 — 117. URL: https://omsu.ru/science/nauchnye-izdaniya-omgu/nauchnaya-periodika/kprm/vipuski_jurnala.php
2. Карпова Г. Г., Тищенко Н. В. Культура застолья в советском кинематографе: реальность и идеалы // Центр и периферия. 2018. № 4. С. 36 — 41. URL: http://niign.ru/centrandperifirya/centr2018-4.pdf
3. Клопотовская Е. А. Некоторые аспекты семантики цвета в кино и культурная традиция // Вестник ВГИК. 2010. № 3-4. С. 88 — 97; № 5. С. 53 — 64.
4. Майоров Н. А. Цветной кинематограф // Мир техники кино. 2010. № 15. С. 48 — 56.
5. Саморядова Я. И. Взгляд на колоризацию фильмов с позиции молодежи: новая ступень в развитии кино или искажение киношедевров // Цифровизация. 2021. № 9 (2/3). С. 47 — 54.
6. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941 — 1968 гг.). М.: Канон+, Реабилитация, 2019. 736 с.
7. Чирков М. С. «Все завоевания культуры станут общенародным достоянием»: революционные события в России 1917 года и трансформация русской культуры // Художественные парадигмы в эпоху социальной турбулентности: материалы Междунар. науч.-практ. форума: в 2 т. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2019. Т. 2. С. 655 — 659.
8. Чиркова Н. В. Феномен цвета в историко-культурном контексте // Креативная экономика и социальные инновации: электрон. журн. 2021. Т. 11, № 1 (34). С. 90 — 96. URL: https://cesi-journal.com
9. Шмакова Е. Ю. Цвет в создании сюжетно-образной концепции фильма // Вестник ВГИК. 2022. Т. 14, № 2 (52). С. 60 — 71.
10. Эйзенштейн С. М. Мемуары: в 2 т. М.: Ред. газ. «Труд»; Музей кино, 1997. Т. 2. 543 с.
11. Якунин В. Н. Роль православия и Самарской епархии в региональной культуре (1993 — 2010 годы) // В мире научных открытий. 2012. № 4.2 (28). С. 267 — 275.
Информация об авторе:
Наталья Владимировна Чиркова, доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры (443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167), кандидат исторических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9579-9470, nat.chirk@mail.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 09.01.2023, одобрена после рецензирования 27.02.2023, принята в публикацию 07.03.2023.