Научно-публицистический журнал “Центр и периферия”
The scientific journal “Center and Periphery”
УДК 94 (47)
EDN WSAOSV
Научная статья
Артамонова Л. М.
Аннотация
Статья посвящена изучению развития народного образования и становления профессиональной группы его работников и организаторов в России первой трети XIX в. Особое внимание уделено взаимосвязям школы, общества и власти. Методологической основой исследования стали теория модернизации, современные приемы «биографической истории» и «истории повседневности». На большой источниковой базе, включающей в основном архивные материалы, в статье рассмотрена административная и педагогическая деятельность В. О. Барщевского в Самаре, направленная на создание новой формы школьной организации. Во многом в результате его усилий в небольшом волжском городе было успешно создано Самарское уездное училище. Были налажены действенные каналы поддержки этого образовательного учреждения со стороны дворянской сословной корпорации и отдельных благотворителей. Шесть лет Барщевский занимал ответственную, с широким кругом обязанностей должность штатного смотрителя училища, был учителем первого класса, а также в разное время вел занятия в приготовительном классе и уроки Закона Божьего. На его примере видно, что отношения между работниками учебного ведомства, представителями властей и сословных корпораций приобретали достаточно сложные формы. В них отражались социальные, бытовые и личные проблемы. Жизнь и деятельность самарского учителя демонстрируют нелегкий путь становления провинциальной интеллигенции и зарождения у нее понимания своей общественной значимости, несмотря на бедность, житейские ссоры, обиды со стороны чиновников и привилегированных групп. Трудами первых провинциальных учителей процесс становления системы народного образования в России принял последовательный и необратимый характер.
Ключевые слова: Россия в XIX в., Среднее Поволжье, народное образование, культура, модернизация
Для цитирования: Артамонова Л. М. Василий Онуфриевич Барщевский во главе первой общеобразовательной школы в Самаре XIX в. — уездного училища // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 3. С. 15 — 24. EDN WSAOSV
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алабин П. В. Самара: 1586 — 1886 годы. Самара: Кн. изд-во, 1991. 248 с.
2. Артамонова Л. М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII — начала XIX в. (Юго-восточные губернии Европейской России). Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2001. 392 с.
3. Бирюкова А. Б. Государственные образовательные учреждения в городах Среднего Поволжья в конце XVIII — первой четверти XIX в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2021. Т. 3, № 4. С. 5 — 14.
4. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 1: Самарское Поволжье в XVI — первой половине XIX вв. / П. С. Кабытов [и др.]. Самара: Слово, 2020. 480 с.
5. Изучение истории Самарского края XVI — начала XX вв.: историографический обзор / П. С. Кабытов [и др.] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 2. С. 8 — 24.
6. Калинина Е. А. Уездные училища Олонецкой губернии в системе просвещения России в первой половине XIX века // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56). С. 35 — 39.
7. Коваленко В. В. Первые ведомственные учебные заведения в Севастополе // Причерноморье. История, политика, культура. Серия Б: Новая и Новейшая история. 2019. № 28. С. 11 — 23.
8. Куршева Г. А. Общество, власть и образование в России в конце XIX — первой трети XX в. (на примере мордовского края): автореф. дис. … д-ра ист. наук. Чебоксары, 2007. 47 c.
9. Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2018. Т. 3. 992 с.
10. Смирнов Ю. Н. Безвозмездная служба по учебной части как «социальный лифт» в дореформенной России: введение должности почетных смотрителей уездных училищ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 4 (44). С. 23 — 32.
11. Смирнов Ю. Н. Жителю коляски не худо ехать по воде. Путешествие Александра I на восток // Родина. 2011. № 7. С. 91 — 94.
12. Смирнов Ю. Н. Политика освоения Заволжья и организация управления его территорией в XVIII — первой половине XIX веков (основные этапы) // Вестник Самарского государственного университета. 1997. № 1 (3). С. 75 — 92.
13. Смирнов Ю. Н. Христианские святые в символике исторической памяти о Великой Победе // Память о прошлом — 2020: сб. докл. и сообщений IX ист.-архив. форума. Самара: РГА в г. Самаре, 2020. С. 365 — 370.
14. Щукин Д. С. Борьба за просвещение: светские и духовные училища конца XVIII — первой четверти XIX в. (на примере уездного города Саранска) // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2020. С. 105 — 108.
15. Якунин В. Н. Традиции духовно-нравственного образования и патриотического воспитания в Ставрополе-Тольятти: история и современность // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (13). С. 57 — 63.
Информация об авторе:
Людмила Михайловна Артамонова, профессор кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры (443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167), доктор исторических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4584-6339, artamonovoi@mail.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 17.05.2023; одобрена после рецензирования 14.06.2023; принята к публикации 19.06.2023.