Научно-публицистический журнал “Центр и периферия”
The scientific journal “Center and Periphery”
УДК 130.2
EDN ZSWGBT
Научная статья
Н. П. Огарёв: «Слово и музыка — многоликая палитра…»
Воронина Н. И.
Аннотация
Прошло 210 лет со дня рождения Николая Платоновича Огарёва (1813 — 1877). Исследования о русском поэте, публицисте многочисленны: философские, экономические, политические, искусствоведческие, литературоведческие, исторические и т. д. В новом измерении явление Огарёва культурному миру похоже на откровение. Это весьма важно, так как в истории культуры он чаще всего представал лишь «тенью Герцена». Не сказано и самое главное о нем. Загадка его личности — он сам. Наша задача — деидеологизировать его, представить во всей многоликости, восстановив облик великого «духовидца» и раскрыть его отношение к музыке, которое было настолько глубоко, что позволяет сегодня рассуждать о нем как о музыканте «высокой пробы». Огарёв любил искусство, хотел разобраться в его сущности, установить место в окружающей действительности и в жизни человека, размышлял о дальнейших путях развития не только литературы, театра, живописи и скульптуры, но и музыки, сумев обогатить русскую мысль о музыке ХIХ в. Кроме того, он сочинял пьесы и романсы, играл на фортепиано довольно сложные сочинения Людвига ван Бетховена, Фридерика Шопена, Роберта Шумана, организовывал дома квартетные вечера и др. В статье рассматриваются широкие и многообразные возможности музыки. «Многоликая палитра» слова и музыки становилась своеобразной символикой в поэзии Огарёва, вплетаясь в художественную ткань. Выразительно «звучат» мелодические обороты и темповые изменения, порой как в симфонии, превращаясь в концептуальные контрастные высказывания.
Ключевые слова: Н. П. Огарёв, искусство, эстетика, музыка, слово, жанр, художественная выразительность, форма, ритм, интонация, мелодизм
Для цитирования: Воронина Н. И. Н. П. Огарёв: «Слово и музыка — многоликая палитра…» // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 3. С. 74 — 79. EDN ZSWGBT
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика, Письма. М.: Совет. Россия, 1984. С. 152 — 163.
2. Воронина Н. И. Огарёв и музыка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 176 с.
3. Воронина Н. И. Личность и время: метафизика музыки. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2010. С. 67 — 112.
4. Воронина Н. И. Н. П. Огарёв // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Совет. энциклопедия, 1990. С. 315.
5. Канн Е. И. Огарёв и музыка / вступ. ст. // Н. П. Огарёв. Три романса: Для голоса с ф.-п.: На стихи М. Ю. Лермонтова. М.-Л.: Музгиз, 1943. С. 3 — 6.
6. Канн Е. И. Музыкальное наследие поэта Н. П. Огарёва // Огонек. 1940. № 7 — 8. С. 22.
7. Киселев В. А. Огарёв-музыкант // Вопросы музыкознания: в 3 т. М.: Гос. музыкальное изд-во, 1956. Т. 2. С. 361 — 386.
8. Соколов О. О «музыкальных формах» в литературе // Эстетические очерки. М., 1979. Вып. 5. С. 208 — 233.
9. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / [пер. с нем.]. М.: Музгиз, 1956. С. 259 — 280.
Информация об авторе:
Наталья Ивановна Воронина, профессор кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов; директор Центра М. М. Бахтина Национального исследовательского Mордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6821-828X, Researcher ID: 1060-2020, kafkmgu@mail.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 15.03.2023; одобрена после рецензирования 27.04.2023; принята к публикации 04.05.2023.