Научно-публицистический журнал “Центр и периферия”
The scientific journal “Center and Periphery”
УДК 371.1
EDN YBEJXL
Персоналия
Валентина Фурманова: воспоминания и размышления о человеке, педагоге, наставнике
Амзаракова И. П., Бабаева Р. И., Беспалова С. В., Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д.
Аннотация
В отечественной гуманитаристике одним из важных научно-исследовательских направлений стало изучение личности как субъекта культуры в контексте роли и места персоналии в определенную эпоху. Фигура и деятельность доктора педагогических наук, профессора В. П. Фурмановой, известной как в России, так и в Европе, заслуживают глубокого и всестороннего изучения, поскольку в своих идеях и поступках она являлась воплощением образцовых наставнических качеств: педагог, лингвист, ученый с мировым именем, внесший значимый вклад в развитие отечественной методики обучения иностранным языкам. Ее мысли о триединстве межкультурной коммуникации (язык — культура — субъект) имеют большое значение для формирования любой личности, которая через погружение в культуру другого языка начинает более четко осознавать ценности родной культуры. В Фурмановой были сосредоточены такие культурообразующие характеристики, как гуманизм, педагогический талант, духовная нравственность, патриотизм, гражданская активность, неиссякаемый энтузиазм, неравнодушие к социально значимым проблемам, целеустремленность, высокий культурный уровень и порядочность. Бескорыстное служение профессии, мудрость, коммуникабельность и честность в отношениях, соблюдение этики и морали, управленческие способности и открытость к разновозрастной и разностатусной аудитории способствовали тому, что незаурядный педагог мыслил фундаментально, «зажигал» идеями, постоянно давал импульс к движению, ставил цели и находил неординарные пути решения профессиональных, общественных, меж- и внутриличностных проблем. Авторы статьи анализируют социальные роли В. П. Фурмановой (личность, патриот, преподаватель, руководитель, ученый, наставник, общественник), представляя широкому кругу читателей фрагменты интервью с ней, воспоминания коллег, студентов, друзей и соратников, размышления о том, каким должен быть современный наставник — преподаватель вуза.
Ключевые слова: Год педагога и наставника, ученый с мировым именем, Валентина Фурманова, научная школа, межкультурная коммуникация, методика обучения, иностранные языки
Для цитирования: Валентина Фурманова: воспоминания и размышления о человеке, педагоге, наставнике / И. П. Амзаракова [и др.] // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 3. С. 97 — 110. EDN YBEJXL
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Амзаракова И. П. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: роль и место в современном образовании» (посвященная 20-летию образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 10. С. 146 — 147.
2. Амзаракова И. П., Бураева Т. В., Карпов А. С. Межрегиональная ассоциация учителей и преподавателей немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2015. № 8. С. 50 — 53.
3. Бабаева Р. И. Развитие межкультурной компетенции в сфере делового общения при изучении немецкого языка // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй науч.-практ. конф.: в 2 т. М.: МГИМО — Университет, 2015. Т. 2. С. 26 — 29.
4. Буренина Е. Н., Лаптева И. В. Концепт «интеллигентность» в русской и немецкой культурах // Материалы XXII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва: в 3 ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. Ч. 3. С. 251 — 255.
5. Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии // Народное образование. 2019. № 5 (1476). С. 109 — 115.
6. Гринько Е. Н. Наставничество и наставник как социокультурные феномены // Человек. Культура. Образование. 2023. № 1 (47). С. 10 — 25.
7. Долженко Р. А., Сальцев А. А. Новые направления развития наставничества в РФ // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 6 — 11.
8. Карпов А. С. Эффективное международное сотрудничество как цель, средство и система необходимых компетенций в процессе профессионально ориентированной межкультурной коммуникации // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. памяти акад. РАО И. Л. Бим. Улан-Удэ, 2013. С. 168 — 172.
9. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Многоязычие как залог успешного взаимодействия культур в глобальном мире // Центр и периферия. 2019. № 3. С. 12 — 16. URL: http://niign.ru/centrandperifirya/czentr-i-periferiya-3-2019-ispr.pdf
10. Лаптева И. В., Устимова Т. В. Модель личности преподавателя вуза: социальная, профессиональнo-педагогическая, психологическая и мотивационная культуры // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2014. № 4 (32). С. 220 — 227. URL: http://niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-4,2014.pdf
11. Межкультурная коммуникация и инновации в преподавании иностранных языков в вузе / В. П. Фурманова [и др.]. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. 196 с.
12. Пахмутова Е. Д. Стратегии межкультурного обучения иностранному языку в структуре проектной деятельности // Вестник Мордовского университета. 2008. Т. 18, № 3. С. 209 — 211.
13. Тер-Минасова С. Г. Культура диалога как путь к диалогу культур. Педагогический аспект // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения: сб. науч. тр. / под ред. О. Д. Вишняковой. М.: TERIS, Градиент, 2017. С. 35 — 47.
14. Фельдеш Ч., Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация в профессиональной подготовке магистрантов: концепция и структура совместного образовательного проекта // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 4 (101). С. 591 — 607.
15. Фурманова В. П. Информация об общем собрании АПСН (23 — 24 ноября 1998 г., г. Москва) // Интеграция образования. 1998. № 3-4. С. 70 — 71.
16. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация как методология иноязычного образования // Язык и культура. 2021. № 56. С. 254 — 272.
17. Фурманова В. П., Лаптева И. В. Коммуникативное поведение в межкультурном общении: дискурсивно-интерпретационный анализ // Центр и периферия. 2020. № 3. С. 4 — 7. URL: http://www.niign.ru/centrandperifirya/3-2020-czentr-i-periferiya.pdf
18. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация как необходимый компонент этнотуризма // Этнические миры и культурные универсалии: материалы Междунар. конф. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. С. 206 — 209.
19. Lapteva I. Die Tatigkeit des Deutschlehrerverbandes «Mordovia» zur Popularisierung der deutschen Sprache // Deutsch in Russland exemplarisch. Moskau: Diona, 2017. С. 26 — 30.
Информация об авторах:
Ирина Петровна Амзаракова, профессор кафедры зарубежной лингвистики и теории языка Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (655017, Россия, г. Абакан, проспект Ленина, д. 90); член Президиума Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), доктор филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4287-8762, ip50@mail.ru
Раиса Ивановна Бабаева, профессор кафедры зарубежной филологии Ивановского государственного университета (153025, Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 39), доктор филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4501-0881, nitdaf@mail.ru
Светлана Васильевна Беспалова, заведующий кафедрой немецкой филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0529-6608, german@fld.mrsu.ru
Ирина Валерьевна Лаптева, главный научный сотрудник — заведующий отделом теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия , г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3); профессор кафедры немецкой филологии Национального исследовательского Mордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0444-4237, Researcher ID: O-3676-2015, Scopus ID: 57203011236, laptevaiv@yandex.ru
Елена Даниловна Пахмутова, доцент кафедры немецкой филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68); методист-мультипликатор Немецкого культурного центра им. Гёте (119313, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, д. 95а), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2317-4778, Scopus ID: 57211296171, pahmutova@mail.ru
Вклад авторов:
Амзаракова И. П. — сбор материала по общественной деятельности В. П. Фурмановой, научное редактирование текста;
Бабаева Р. И. — постановка проблемы исследования, сбор материала по научно-исследовательской деятельности В. П. Фурмановой, обобщение результатов исследования;
Беспалова С. В. — проведение интервью с В. П. Фурмановой, подбор материала из ее личного архива, обзор ее публикаций;
Лаптева И. В. — разработка концепции, отбор материала из личного дела В. П. Фурмановой, научное редактирование текста;
Пахмутова Е. Д. — сбор материала по педагогической деятельности В. П. Фурмановой, обзор литературы, аналитика и форматирование текста.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 23.05.2023; принята к публикации 06.06.2023.