Научно-публицистический журнал “Центр и периферия”
The scientific journal “Center and Periphery”
УДК 745/749(571.51)
EDN CXRAUQ
Научная статья
Актуализация традиций росписи Северной Двины в декоративно-прикладном искусстве Красноярска
Белая Л. М., Смолина М. Г.
Аннотация
Актуальность темы севернорусских культурных традиций продиктована культурно-исторической ситуацией 2020-х гг. в России. В связи с укреплением русского национально-культурного самосознания народа уникальность севернорусского декоративно-прикладного искусства делает его интересным с точки зрения искусствоведческих исследований. В статье рассматриваются произведения красноярского декоративно-прикладного искусства, основанные на народных севернорусских традициях, росписях Северной Двины; характеризуется современная ситуация сохранения и развития данного вида культурной традиции; анализируются образцы в технике северодвинской росписи, созданные в г. Красноярске. Делается вывод, что при изучении и освоении красноярскими специалистами лучших традиций северодвинской росписи обращается внимание на то, чтобы художественные решения прошлого воспринимались в живом развитии, в связи с новой эпохой и региональным своеобразием, а не превращались в набор элементов, механически перенесенных в культуру региона. В авторских работах в технике северодвинской росписи обучающиеся Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского создают близкие архангельской росписи варианты. Архангельская роспись дает простор творческому воображению. В работах интересно (иногда нестандартно) решаются авторские композиции. Творчество молодых красноярских декоративистов проявляет рождение региональных этнических традиций, а также поддерживает тренд по конструированию единства новой сибирской, а также общероссийской идентичности.
Ключевые слова: Русский Север, северодвинская роспись, роспись по дереву, декоративно-прикладное искусство, Сибирь, Красноярск
Для цитирования: Белая Л. М., Смолина М. Г. Актуализация традиций росписи Северной Двины в декоративно-прикладном искусстве Красноярска // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 4. С. 67 — 74. EDN CXRAUQ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Соврем. состояние. М.: Изобразит. искусство, 1970. 200 с.
2. Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода / 2-е изд., испр. М.: Изд-во В. Шевчук, 2014. 264 с.
3. Веселова И. С. Этос хозяина: геометрический орнамент как таблица справедливого деления // Первичные знаки / Назначенная реальность / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, Ю. Ю. Мариничева, Л. Ф. Петрова (Матвиевская). СПб: Пропповский центр, 2017. С. 93 — 116.
4. Воронов В. Крестьянское искусство. М.: Гос. изд-во, 1924. 139 с.
5. Захарова С. С. Особенности северодвинских росписей и истории их зарождения // Форум молодежной науки. 2021. Вып. 2, № 2. С. 94 — 106.
6. Малиновский Б. Научная теория культуры / пер. с англ. И. В. Утехина. М.: ОГИ, 2005. 184 с.
7. Пермиловская А. Б. Русский Север — хранитель «генофонда» русской этнокультурной традиции // Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий (XVII — начало XXI века) / Е. В. Фурсова [и др.]. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии Сибир. отд-ния Рос. акад. наук, 2014. С. 7 — 43.
8. Просвиркина С. К. Русская деревянная посуда / 2-е изд., испр. и доп. М.: Госкультпросветиздат, 1957. 56 с. (Тр. / Гос. ист. музея. Памятники культуры; вып. 22).
9. Разина Т. М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства. М.: Изобразит. искусство, 1970. 255 с.
10. Тимофеева Л. Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка: борецкая роспись. Архангельск: Правда Севера, 2004. 48 с.
11. Фурсова Е. Ф. Северорусские и уральские традиции в орнаментации прялок крестьян-старожилов Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2010. Т. 16. С. 460 — 464.
12. Шелег В. А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: ареалы и культурные традиции: сб. ст. СПб.: Наука, 1992. С. 127 — 147.
Информация об авторах:
Людмила Михайловна Белая, старший преподаватель кафедры музыкально-художественного образования Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89); старший преподаватель кафедры народной художественной культуры Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 22), belaya.liuda@gmail.com
Майя Гавриловна Смолина, доцент кафедры музыкально-художественного образования Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89); доцент кафедры культурологии и искусствоведения Сибирского федерального университета (660041, Россия, г. Красноярск, проспект Свободный, д. 79), кандидат философских наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8336-5237, smomg@yandex.ru
Вклад авторов:
Белая Л. М. — разработка концепции, развитие методологии, сбор данных и анализ литературы, написание введения и первой части статьи;
Смолина М. Г. — критический анализ, написание второй части статьи, научное редактирование текста.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 04.04.2023; одобрена после рецензирования 13.06.2023; принята к публикации 19.06.2023.