УДК 070:378.1

EDN DAPCTQ

 

Инструментарий медиа аналитики: потенциал использования в вузе:

(На примере Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва)

 

Агеева Г. М.

 

Аннотация

Тема медиааналитики, медиаисследований и медиамониторинга привлекательна прежде всего прикладным потенциалом — возможностью наглядно представить результаты развития того или иного направления в основном в количественном выражении и, следовательно, обозначить проблемные и перспективные точки, области совершенствования, а также масштабом вовлеченности в научную работу не только ученых (социологов, философов, культурологов), но и специалистов-практиков (журналистов, аналитиков) и студентов. В статье рассматриваются возможности аналитических инструментов по исследованию медиапространства на примере автоматизированной системы мониторинга СМИ и социальных медиа в режиме реального времени «Медиалогия»; осмысливаются результаты мини-исследования «Мордовский университет в медиасреде», проведенного в 2022 г. студентами направления подготовки «Медиакоммуникации» Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Численные результаты ответа системы «Медиалогия» на запрос о Мордовском университете (с 29 мая 2021 г. по 29 мая 2022 г.) свидетельствуют об активизации PR-кампании вуза по сравнению с предшествующим аналогичным временным промежутком и ее успешности. Исследование тематики и «тональности» наиболее резонансных и цитируемых сообщений высветило наиболее интересные для общества и связанные с вузом материалы, их эмоциональный фон. Анализ методической составляющей и функционала системы «Медиалогия» позволил высоко оценить ее исследовательский инструментарий и сделать выводы о перспективности медиааналитики и ее привлекательности для студенческих научных изысканий.

 

Ключевые слова: медиа, медиааналитика, медиаисследование, медиамониторинг, медиаресурсы, медиатехнологии

 

Благодарности: автор благодарит компанию «Медиалогия» за демодоступ к одноименной системе мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа.

 

Для цитирования: Агеева Г. М. Инструментарий медиааналитики: потенциал использования в вузе (На примере Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва) // Центр и периферия. 2023. Т. 18. № 2. С. 38 — 45. EDN DAPCTQ

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Авраменко И. Л. Анализ СМИ Кемеровской области на основе системы «Медиалогия» // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2016. № 16-2. С. 100 — 105.

2. Андросов А. Ю., Бородащенко А. Ю., Кирюхина А. А. Алгоритм мониторинга блогосферы на предмет отношения к политическим деятелям // Известия Тульского государственного университета. Серия: Технические науки. 2021. Вып. 2. С. 91 — 96.

3. Аникина М. Е. Предметно-объектное поле современных медиаисследований: опыт эмпирического анализа // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М., 2019. С. 5 — 6.

4. Вартанова Е. Л. Цифровой капитал как гибридный капитал: к вопросу о новых концепциях медиа­исследований // Меди@льманах. 2021. № 4. С. 8 — 19. URL: http://mediaalmanah.ru/files/105/812.php

5. Демешева М. П. Изменение процессов медиапотребления в России в период пандемии 2020 года // Ломоносов-2021: материалы XXVII Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Севас­тополь, 2021. С. 135 — 137.

6. Дунас Д. В., Гуреева А. Н. Медиаисследования в России: к определению научного статуса // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. T. 8, № 1. С. 20 — 35.

7. Молоковский Д. С., Нездюров А. Л. Перспективы использования автоматизированной системы мониторинга СМИ и медиа-анализа «Медиалогия» для политического прогнозирования // Перспективы развития информационных технологий. 2014. № 20. С. 56 — 67.

8. Першина Т. А., Долгих Е. А., Башина О. Э., Давлетшина Л. А. Анализ современного статистического программного обеспечения // Вестник академии. 2020. № 4. С. 7 — 16.

9. Полежаев В. Д., Юсупова К. О. Прогнозирование рейтинга телевизионных каналов на основе данных медиаисследований // Фундаментальные исследования. 2019. № 5. С. 99 — 104.

10. Savchenko T. I. Role of «Medialogy» in social and cultural life // Влияние новейших технологий, СМИ и Интернета на образование, язык и культуру: материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. студенч. конф. М., 2020. С. 168 — 174.

11. Урманчеева Л. Р. Формирование медиарейтинга глав столиц регионов в системе «Медиалогия» // Аллея науки: науч.-практ. электрон. журн. 2018. Т. 8, № 11. С. 941 — 947. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/Journal_Dec18/8%20tom%20dekabr%20isp.pdf

12. Фролова М. П. Роль корпоративной культуры в формировании и продвижении имиджа компании на примере «Медиалогия» // Студент года 2020: сб. ст. Междунар. науч.-исследоват. конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 218 — 228.

 

Информация об авторе:

Галина Михайловна Агеева, профессор кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор культурологии, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9135-3765, ageevagm@rambler.ru

 

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

 

Статья поступила в редакцию 09.01.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 07.03.2023.