УДК 371.1

 

EDN TTHVTC

 

Персоналия

 

Жить — значит действовать: Дорога добра Елены Даниловны Пахмутовой

 

Лаптева И. В., Антонова Л. В., Денисова Г. И.

 

Аннотация

В статье на основе обширного источниковедческого материала и изученных концепций авторы сформулировали собственное видение добровольческой деятельности на примере педагогического волонтерства доцента факультета иностранных языков Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, кандидата педагогических наук Е. Д. Пахмутовой. Она является ярким общественным деятелем Республики Мордовия, председателем Регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей Школы», членом правления Мордовской региональной общественной организации «Культурно-языковое многообразие территории», организатором множества профориентационных мероприятий по популяризации многоязычия в регионе, участником многочисленных социально значимых проектов. В работе представлен детальный обзор основных проектных, научно-исследовательских и педагогических достижений рассматриваемой персоны, подробно описана ее волонтерская деятельность в качестве проектного координатора, переводчика, инструктора по социальному проектированию, наставника студенческой команды, референта по вопросам методики преподавания. Сделан вывод, что благодаря энтузиазму, активной гражданской позиции, желанию реализовать себя и поделиться своими профессиональными умениями Е. Д. Пахмутова вносит значимый вклад в развитие педагогического и научного добровольчества в регионе.

 

Ключевые слова: волонтерская деятельность, педагогическое волонтерство, образовательная деятельность, преподаватель высшей школы, методика преподавания, информационно-коммуникационные технологии, открытая информационная среда, гражданская активность

 

Для цитирования: Лаптева И. В., Антонова Л. В., Денисова Г. И. Жить — значит действовать: Дорога добра Елены Даниловны Пахмутовой // Центр и периферия. 2024. Т. 19, № 1. С. 111 — 122. EDN TTHVTC

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антипенко В. М., Антипенко С. А. Проект «Педагогический волонтер» как модель поддержки участников образовательных отношений в связи с переходом на онлайн обучение // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1 (9). С. 63 — 67.

2. Антонова Л. В. Создание учебной языковой среды в дистанционном курсе на платформе Moodle // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 184 — 189.

3. Антонова Л. В., Груцкая Е. О. Учебная языковая среда дистанционных курсов по иностранному языку на примере «Deutsch für Lehrer» // Калининградский вестник образования. 2021. № 2 (10). С. 13 — 19.

4. Божко И. Ю., Шаменов Б. М. Волонтерство: дань моде или социальная ответственность? // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2019. № 1 (6). С. 160 — 163.

5. Валентина Фурманова: воспоминания и размышления о человеке, педагоге, наставнике / И. П. Амзаракова [и др.] // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 3. С. 97 — 110. URL: http://centrniign.ru/gallery/C-3-2023-st11.pdf

6. Голова А. С., Соболева Е. Г. Научное волонтерство в России // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: ПензГТУ, 2023. С. 55 — 58.

7. Давыденкова А. Г., Шошина Ю. В. Волонтерство как нравственно-этический и социально-экономический ответ идеологии потребительского общества // Ключъ: философско-общественный альманах Российско-Абхазского общества реалистической философии. СПб.; Сухум: Гамма, 2020. Вып. 15. С. 31 — 36.

8. Егорова А. А., Петрова Л. Е., Попова А. О., Пронин А. А. Отчет о конференции «Культура открытого города: волонтерство как ресурс городских проектов» // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2020. № 2. С. 77 — 81.

9. Зайцева И. А. Роль этнокультурных волонтерских практик в деле патриотического воспитания современной молодежи // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы V Междунар. науч. конф. М.: МХПИ, 2021. С. 312 — 318.

10. Ильина Ю. Н. Значение и употребление слов доброволец и волонтер в русском языке (по данным Национального корпуса русского языка) // Научный диалог. 2019. № 10. С. 159 — 171. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-10-159-171

11. Куршева Г. А. Историческая память как основа сохранения культурного кода мордовского (мокшанского и эрзянского) народа // Центр и периферия. 2019. № 3. С. 17 — 21. URL: http://niign.ru/centrandperifirya/czentr-i-periferiya-3-2019-ispr.pdf

12. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Формирование культурного капитала специалистов Республики Мордовия посредством дистанционного обучения // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2012. № 4 (24). С. 227 — 233. URL: http://niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-4-2012.pdf

13. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Многоязычие как залог успешного взаимодействия культур в глобальном мире // Центр и периферия. 2019. № 3. С. 12 — 16. URL: http://niign.ru/centrandperifirya/czentr-i-periferiya-3-2019-ispr.pdf

14. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д. Преимущества и недостатки цифровизации гуманитарного образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 1. С. 89 — 94. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-1-89-94

15. Лаптева И. В., Пахмутова Е. Д., Бикейкин Е. Н. «Страна героев» — культурно-образовательная площадка патриотического лагеря Российского военно-исторического общества // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 1. C. 26 — 35. URL: http://centrniign.ru/gallery/C-1-2023-st03.pdf

16. Пахмутова Е. Д., Лаптева И. В. Бахтинский диалог в современной культуре: блог как форма взаимодействия коммуникантов // Центр и периферия. 2021. № 3. С. 83 — 86. URL: http://niign.ru/nauchnie-jurnaly/dlya-sajta-czip-3-2021-zamena.pdf

17. Пахмутова Е. Д., Лаптева И. В., Чернов А. В. Основы социального проектирования на примере грантовой деятельности НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия // Центр и периферия. 2022. № 4. С. 10 — 16. URL: http://centrniign.ru/gallery/C-4-2022-st02.pdf

18. Певная М. В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81 — 88.

19. Пивцайкина О. А., Сульдина Л. В., Шкердина Н. О., Щукин Д. С. Патриотизм как основа сохранения исторической памяти: теоретические аспекты в преломлении региональной практики // Центр и периферия. 2021. № 4. С. 4 — 9. URL: http://niign.ru/centrandperifirya/czip-4-2021(30).pdf

20. Прокубовская А. О., Чубаркова Е. В., Суслова И. А., Колясникова Л. В. Цифровой волонтер в сфере образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 3. С. 11 — 16.

21. Сазонова Е. С., Кывыржик М. В., Гуцу О. С. Благотворительность, волонтерство, социальное служение в современном мире: Развитие ценности волонтерства в России // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: «Белгород», 2015. С. 373 — 378.

22. Тонконогая Е. П., Азовский В. А. Волонтерство и благотворительность как феномены русской культуры в контексте становления социальной сферы // Проблемы социальной психологии и социальной работы: материалы XVIII Всерос. Парыгинской науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: СПбГУП, 2023. С. 229 — 231.

23. Третьякова И. В., Маскинскова И. А., Денисова Г. И. Практика применения видеоподкастов в обучении немецкому языку в языковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-2 (50). С. 186 — 188.

24. Фурсов С. В. Научное волонтерство как новое направление добровольческой деятельности студентов и школьников (на примере платформы «Волонтер-натуралист») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 1. С. 37 — 45. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20230011

25. Шихалиева Д. С. Волонтерство как фактор культурного многообразия России в условиях глобализации // Межцивилизационный диалог как фактор сохранения этнокультурного многообразия России в условиях глобализации: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Махачкала: Алеф, 2022. С. 85 — 89.

26. Шошина Ю. В., Давыденкова А. Г., Василенкова А. А. Социально-философский смысл волонтерства: мировоззренческий и практический аспекты // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10, № 3A. С. 244 — 252.

 

Информация об авторах:

Ирина Валерьевна Лаптева, главный научный сотрудник — заведующий отделом теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3); профессор кафедры немецкой филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0444-4237, Researcher ID: O-3676-2015, Scopus ID: 57203011236, laptevaiv@yandex.ru

Людмила Виталиевна Антонова, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета (428000, Россия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 54), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1754-3055, lyudmilaant@mail.ru

Галина Ивановна Денисова, доцент кафедры немецкой филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-2481-6758, denisovagi@inbox.ru

 

Вклад авторов:

Лаптева И. В. — сбор и анализ литературы, разработка концепции, постановка проблемы исследования, развитие методологии, написание теоретической части статьи, научное редактирование;

Антонова Л. В. — сбор материала и написание биографической справки и раздела о мультипликаторской деятельности Е. Д. Пахмутовой;

Денисова Г. И. — сбор материала и написание раздела о волонтерской деятельности Е. Д. Пахмутовой, форматирование текста.

 

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Статья поступила в редакцию 24.01.2024; принята к публикации 26.01.2024.