УДК 001.891:378.124

EDN YDHLHG

 

Научная статья

 

Организация и развитие научно-исследовательской деятельности в Мордовском государственном педагогическом институте в 1960-е — начале 1970-х гг.

 

Антонова М. В., Лаптун В. И., Осовский О. Е.

 

Аннотация

В статье на основе архивных документов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, рассматривается процесс организации и развития научно-исследовательской и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава Мордовского государственного педагогического института в 1960-х — начале 1970-х гг. На стадии становления вуза одной из ключевых проблем являлось формирование профессорско-преподавательского коллектива, способного не только эффективно осуществлять учебно-воспитательную, но и вести плодотворную научно-исследовательскую работу. Как показал анализ архивных документов, уже к середине 1960-х гг. руководству пединститута в значительной степени удалось сформировать вполне «боеспособный» научно-педагогический состав и наладить исследовательскую деятельность, были созданы благоприятные условия для повышения научной квалификации преподавателей. Об этом, в частности, говорят ежегодные отчеты проректора по учебной и научной работе, а также протоколы заседаний Совета института. Постепенно в вузе стала развиваться студенческая наука: были организованы научные кружки при кафедрах, студенческое научное общество, ежегодно проводились студенческие научные конференции. Таким образом, несмотря на имевшиеся сложности, в целом научно-исследовательская работа коллектива Мордовского государственного педагогического института, отраженная в отчетах по науке, шла в избранном направлении, ее результаты получили одобрение не только Совета института, но и Министерства просвещения РСФСР. По итогам научной деятельности профессорско-преподавательского состава проводились научные конференции, в том числе межвузовского уровня, осуществлялась публикация статей в ведущих советских журналах, реализовывались комплексные научные темы, результаты исследований публиковались в межвузовских сборниках научных трудов, готовились кандидатские и докторские диссертации.

 

Ключевые слова: Мордовский государственный педагогический институт, научно-исследовательская деятельность, повышение квалификации, научная конференция, студенческое научное общество

 

Благодарности: авторы выражают благодарность сотрудникам Центрального государственного архива Республики Мордовия за оказанную помощь в подготовке данной статьи.

 

Для цитирования: Антонова М. В., Лаптун В. И., Осовский О. Е.  Организация и развитие научно-исследовательской деятельности в Мордовском государственном педагогическом институте в 1960-е — начале 1970-х гг. // Центр и периферия. 2023. Т. 18, № 3. С. 25 — 33. EDN YDHLHG

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антонова М. В., Лаптун В. И., Осовский О. Е. Из истории Мордовского госпединститута имени М. Е. Евсевьева: организация вуза и начало первого учебного года // Центр и периферия. 2022. № 3. С. 22 — 30. URL: http://centrniign.ru/gallery/C-3-2022-st04.pdf

2. Зеткина И. А., Бычков Н. В. Николай Николаевич Молин: служение народному образованию // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2. С. 19 — 25. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/9e1/-2_26_-_aprel_iyun_.pdf

3. Лаптун В. И., Шукшина Т. И. Процесс и механизмы формирования преподавательского состава Мордовского пединститута в 1960-е годы // Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. — XXХV сессии Науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки при отделении философии образования и теоретич. педагогики РАО. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2022. С. 390 — 395.

4. Лаптун В. И. «Создание педагогического института вызвано жизненной потребностью…»: (К 60-летию Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева) // Странник. 2022. № 6. С. 179 — 188.

5. Шукшина Т. И., Бычков Н. В., Зеткина И. А., Лаптун В. И. Становление и развитие высшего педагогического образования в Мордовии // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 8 — 14. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/fc8/4_28_-_oktyabr_dekabr_.pdf

 

Информация об авторах:

Марина Владимировна Антонова, ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Ев­севьева (430007, Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6087-9289, office@mordgpi.ru

Владимир Иванович Лаптун, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева (430007, Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат исторических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4530-7658, vil60@rambler.ru

Олег Ефимович Осовский, главный научный сотрудник научного бюро Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева (430007, Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), доктор филологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9869-3233, osovskiy_oleg@mail.ru

 

Вклад авторов:

Антонова М. В. — критический анализ и научное редактирование текста;

Лаптун В. И.  — сбор данных и анализ литературы, написание первоначального варианта статьи;

Осовский О. Е. — разработка концепции, развитие методологии, аналитическая деятельность.

 

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 13.06.2023; принята к публикации 19.06.2023.